Архив
"На славу имени Украины"
Статья главного хранителя Национального музея Тараса Шевченко
Журнал "Публичные люди",май 5 (136) 2015 г.
Текст: Анна Хоменко. Фото: Дмитрий Коваленко
Журнал "Публичные люди", ноябрь 2012
Статья Анны Хоменко
"Искусство. Эпоха", Travel News, #5-6, 2011
Статья Екатерины Савчук
"Таланты и поклонники", АНТИКВАР, 2011
Статья Тамары Васильевой
"Красочный портрет современного искусства", TRAVEL news, №1-2 2011
Интервью с Федором Зернецким и Анатолием Дымчуком
Статья в журнале "Travel news" (№4-5, 2010 г.)
Интервью с директором антикварного салона "Эпоха" Федором Зернецким
Кубок ценой в столетие!
Журнал "Регби", октябрь 2005
Статьи  //  "Красочный портрет современного искусства", TRAVEL news, №1-2 2011


Один эксперт хорошо, два – еще лучше. Если же речь идет об искусстве, эта аксиома особо актуальна. Побеседовать сразу с двумя профессионалами, мастерами своего дела и получить от них квалифицированную консультацию - настоящее везение. И оно не обошло нас стороной. Директор антикварного салона «Эпоха» Федор Аркадьевич Зернецкий познакомил нас со своим коллегой и хорошим другом Анатолием Владимировичем Дымчуком. Вместе им удалось «нарисовать портрет» современного искусства в самых ярких красках. Он уже перед вами. Наслаждайтесь!
– Анатолий Владимирович, для начала давайте дадим определение, что такое современное искусство. С какого периода оно начинается? – Что такое современное искусство? Вопрос методологически очень правильный и не простой. Здесь нужно понять один важный нюанс – не каждое произведение, созданное в наши дни, является современным искусством. Даже работа, написанная ныне живущим художником в настоящее время. Почему? Искусство является современным не по формальному признаку (дате исполнения), а по идеям, стилю и степени контекстуальности. Именно тогда оно актуально и приобретает совершенно другой, современный контекст. Среди нынешних художников, которые окончили профессиональные средние и высшие заведения, есть немало мастеровитых и талантливых ремесленников. Многие из них выбирают какой-то свой путь, свои доминанты. Они работают в стилистическом направлении уже признанных мастеров, не внося ничего нового. К примеру, мастеровитый художник, отменно владеющий своим ремеслом, пишет работу под Клода Моне. И как бы хорошо ни получилось в результате, вряд ли он превзойдет великого импрессиониста. Эта работа не имеет никакой ценности для общества, для искусства и не ведет к развитию художника. Это тупик. Тупик в том смысле, что Моне достиг того уровня совершенства в импрессионизме, который невозможно превзойти, также как нельзя улучшить форму круга, квадрата, треугольника.
– Но несмотря на это все же появляются новые стили и направления в искусстве. Как это происходит?
– Приведу пример. Почему в истории искусства была Эпоха Возрождения? Возрождение чего? Прежде всего – античного искусства, но на новом художественно- философском уровне. Художники, скульпторы, литераторы, музыканты, вернулись к Древнегреческим и Древнеримским цивилизационным высотам, но уже на другом содержательном витке (контексте) – если, говорить об искусстве, то ключевое слово здесь – антропоцентризм. Творцы Эпохи Возрождения не только внесли множество новых идей, но и создали непревзойденные по совершенству произведения искусства с точки зрения формы. Факт остается фактом – гении всегда достигают в своих работах наивысших вершин. Возьмем, к примеру, «священных коров» Эпохи Возрождения – Микеланджело или Леонардо да Винчи. Невозможно сотворить что-либо совершеннее Давида или написать еще одну Джоконду, превосходящую уже существующую.


В этом проявлении, в этой стилистике искусство уже достигло наивысших точек развития. Сделать лучше этими же средствами, с помощью этих же соотношений без новых пластических решений, деформаций, а именно в классическом ключе – невозможно. Поэтому появляются новые стили и направления. В искусстве происходят настоящие революции. Одна из них – импрессионизм. Первая выставка, на которой выставлялись работы импрессионистов, с треском провалилась. Все академики плевались и раскритиковали ее в пух и прах. Но на данный момент работы импрессионистов и по цене, и по значимости превзошли всех академиков вместе взятых в десятки, а может быть и в тысячи раз. Потом появился Сезанн. После него изменилось отношение не только к искусству, но и к его функции. Искусство стало более требовательно к культуре, контексту и пониманию того, кто на него смотрит. Так что изменения в искусстве приобретают логичность. Можно сказать, что это уже фактически завершенная логическая математическая формула.
– Во многих странах существует большое количество выставок современного искусства. Какие из них, на ваш взгляд, являются самыми значимыми?
– Самый престижный – Венецианский Биеннале. В общем, в мире проходит больше сотни арт-фестивалей разных уровней. В первую десятку попасть очень сложно – необходимо пройти через серьезную отборочную комиссию, в которую входит более десятка специалистов. В линейку очень престижных входят «Арт-Базель», «Фиак» в Париже, «Фриз» в Лондоне и т.д.
– Наши художники там выставляются? Есть ли спрос на работы украинских творцов?
– Конечно. Но вот что интересно. Украинский рынок современного искусства, находящийся на этапе становления, разделяется на внутренний (внутриукраинский) и внешний (международный).

В большинстве случаев те приоритеты, которые расставляются на внутреннем рынке, совершенно несовместимы с зарубежным. Дорогостоящие на внутреннем рынке работы отечественных художников не ценятся за рубежом. В частности, произведения Н. Глущенко, С.Шишко, А.Эрделли у нас стоят немалых денег, в то время как у зарубежных экспертов они не вызывают интереса, с той оговоркой что если их и покупают на западных рынках, то только наши коллекционеры, либо диаспора. Исключение составляют лишь те немногие артисты (от английского слова artist), которые были актуальны/революционны в свое время – наши соотечественники (Казимир Малевич, Александра Экстер, Иван Клиун, Александр Архипенко, Соня Деланэ-Тэрк, Луиз Невельсон, Теофил Фрайерман, Юрий Егоров и т.д.) и те, кто сегодня представляют актуальное искусство Украины – А.Савадов, В.Цаголов, И.Гусев, О.Тистол, И.Чичкан, О.Мась. Рекорд принадлежит А.Савадову, его работа Клеопатра, попав во Франциию в 90-е и путешествуя из одних рук в другие, в результате оказавшись на аукционе была продана в долларовом эквиваленте за 150 тысяч.
– Почему так происходит?
– Долгие годы наша публика была настроена ультраконсервативно. Другими словами – приоритеты коллекционеров были направлены назад в прошлое. Современность мало кого интересовала. Когда-то работу А.Савадова можно было купить за 5-10 тысяч долларов. Сейчас она стоит не менее 75. Немалую лепту в развитие отечественного рынка вносит и экономика. Если у людей кризис, вряд ли кто-то будет инвестировать в искусство. Не до этого. А такой период в нашей стране продлился очень долго. Подобная ситуация, к большому сожалению, в какой-то степени наблюдается и сейчас. Проведу аналогию. Когда в Англии был кризис в искусстве, люди вообще перестали чтолибо покупать. Рынок попросту замерз. Те, кто торговал произведениями искусства из поколения в поколение, разорились. На этой почве произошло три выдающихся самоубийства. Канули в Лету и знаменитые английские торговые дома. Хотя им нужно было всего-навсего выждать. Даже страшно представить, сколько бы они заработали. Потому что искусство – это айсберг. Он не потопляем. Потому что человечество ничего не изобрело лучше искусства. И если оно погибнет, погибнет все!


– Федор Аркадьевич, а что Вы можете сказать по поводу современного искусства? И есть ли на него спрос?
– Современное искусство отражает нынешние взгляды на жизнь, задает вопросы, в какой-то мере определяет и прогнозирует завтрашний день. И делает это без нафталинной патины. Искусство, которое сегодня считается революционным и новаторским, завтра станет классикой. Потому что каждому человеку хочется чегото нового.
Мы ведь не одеваемся в старые одежды 17-18 века, не ездим на старинных машинах. А если и делаем это, то в каком-то коллекционном исполнении, реставрируем, смотрим как на ретро. Поэтому и западные коллекционеры, и наши все больше и больше обращают свой взгляд именно на современное искусство. И в этом случае кроме культурологической есть ещё и колоссальная коммерческая составляющая. Например, когда Клод Моне выставился впервые, его работы можно было купить достаточно дешево по сравнению с теми ценами, которые появились через 100 лет, когда к той стоимости добавилось три-четыре, а то и пять-шесть нулей. То есть появляется очень большая спекулятивная инвестиционная составляющая современного искусства. Если вам удалось разобраться либо с помощью своего вкуса, либо с помощью грамотных кураторов в современном искусстве, можно смело вкладывать в него свой капитал. Интерес к современному искусству растет с каждым днем. И цены на него также. Мировая элита не мыслит себя без искусства. Джонни Депп и Бред Питт покупают работы современного немецкого художника Нео Рауха за 1 миллион 200 тысяч долларов. Действительно, на что еще тратить деньги? Что может радовать больше, чем искусство?

– Что сейчас происходит на украинском рынке современного искусства?
– Что касается критиков современного искусства, их сейчас в Украине всего лишь несколько человек. Талантливых художников – больше. Мы можем гордиться Арсеном Савадовым, который еще в 2000 году входил в сотню лучших мировых художников. Это значит, что он точно войдет в историю искусства, как минимум украинского. В каждом поколении есть свои лидеры. Вокруг работ тех, которые творили сто лет назад, уже сложилось оценочное суждение, и их место на пьедестале определено. Первая тройка лидеров – В. Пальмов, А. Богомазов и Бойчуки. Следующее поколение – классики Т. Яблонская, Н. Глущенко, А. Эрдели. Возможно, история искусства что-то поправит, определит приоритеты более точно и имена лидеров изменятся. Но в любом случае они уже заняли свою нишу, в ней больше мест нет. Если представить поезд, состоящий из пассажирских вагонов (вагон 17-го века, 18-го, 19-го, 20-го, 21-го века и до сегодняшнего дня), на него уже билетов нет. Современный художник может найти себе место только в современном поезде. Тот поезд ушел. Как бы хорошо наш художник ни пытался имитировать чужие стили, в музее его произведения висеть точно не будут. В Третьяковской галерее, в Национальном музее, музее Пушкина уже демонстрируются работы первой пятерки из пятидесяти лучших сегодняшних художников. Он может войти туда только через современное понимание и современные формы. Современное искусство очень концептуально, контекстуально и содержит историю развития всего искусства. Оно читается и этим оно интересно. Естественно, цены на работы наших современников будут расти, но их рост будет зависеть от экономического и культурного развития. То есть уровень благосостояния плюс потребность в культуре, реализованная методом покупки произведений искусства.

– Достаточно ли человеку иметь только талант, чтобы представлять свои работы или же это стоит немалых капиталовложений?
– Талант не останется незамеченным. Наоборот, как говорит художник Александр Ройтбурд: «20 художников, 10 коллекционеров и 5 галерей». То есть художников, по-настоящему великих и одаренных, воплощающих в своем творчестве новые идеи, очень мало. Их замечают сразу, они нарасхват. Галерейщики сразу же предлагают таковым работу и участие в выставках. По настоящему талантливому художнику выставиться нет никаких проблем. Тем более в Украине. В последнее время в Киеве появилось еще несколько выставочных центров – Арт-Арсенал, М-17 и т.д.
– Естественно, сомнений в подлинности работ современных мастеров быть не может…
– Какие могут быть сомнения, если вы покупаете работу у живого художника? Здесь и речи не может быть ни о какой подделке. Вот еще один огромный плюс современного искусства. Кстати, знаете ли вы историю с Третьяковым? На самом деле он был не такой уж утонченный человек в плане искусства. Как-то во Франции он приобрел дикое количество фальшивых работ. Даже и не подозревая об этом, он собрал экспертов, дабы те по достоинству оценили его труды и затраты. Они лишь посмеялись над ним. После чего Третьяков дал себе слово покупать художественные произведения лишь у ныне живущих художников. И он не ошибся. Сейчас многие из этих работ шедевральны и бесценны.
– Какое самое популярное направление в современном искусстве?
– Контемпорари-арт. «Модерн» – это послевоенное искусство, а «Контемпорари-арт» – ультрасовременное. Контемпорари – последний писк, самое популярное направление искусства. То, которое Dыходит за границы уже созданного, состоявшегося и усвоенного. Это следующий шаг в развитии современного искусства. Надеюсь, и в Украине оно будет процветать. Во всяком случае, мне очень хочется в это верить…

2011-04-07 12:19:12
E-mail: info@epoque.com.ua
Телефон: +38 (044) 272.23.61